А. П. Сорокин Управление инновациями Курс лекций - страница 25

^ ТЕМА 6. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ Лекция 6. Методы управления инновациями
Основные понятия:

метод управления инновациями; прогнозирование инноваций; поиск идеи инновации; инжиниринг; бенчмаркинг; реинжиниринг; маркетинговый прием управления; брэнд–стратегия инноваций; ценовой прием управления; фронтирование; мэрджер.
^ Сущность и содержание методов и приемов управления инновациями
Метод (прием) управления инновациями – это способ воздействия субъекта управления на управляемую подсистему, объект управления (инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации). Воздействие приемов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства и/или продажи нововведения. Отсюда их можно разделить на следующие группы:

1. Методы прогнозирования инноваций;

2. Методы поиска идей инноваций;

3. Приемы, воздействующие только на производство инноваций, имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг и маркетинговый прием управления;

4. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации: инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, брэнд-стратегию инновации;

5. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации: ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер. Главная цель всех приемов этой группы – это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.
^ Методы прогнозирования инноваций
Поисковые прогнозы – это прогнозы, отвечающие на вопросы типа «Что было бы, если…?» как цепь предположений. К ним относят экстраполяцию тенденций: направление, в котором совершается развитие какого – либо явления, при этом основное предположение будет то, что «среда» (обстановка) не меняется.

^ Нормативный прогноз – целевое предсказание как инструмент разработки инновационной политики. Они могут быть:

Мерой сопоставления фактического прогресса в какой–то сфере с прогнозируемым прогрессом;

Основой для принятия решений по вопросам, не имеющим прямого отношения к самим предсказаниям, например, техническая осуществимость данного выбора. При этом, строятся довольно сложные «дерево целей», «дерево решений», «дерево критериев», «дерево относительной важности» и др.

^ Прогнозирование на основе анализа тенденций. По степени надежности прогнозов выделяют 5 типов:

предположение – наличие возможной корреляционной зависимости какой-либо инновации от наблюдаемых тенденций;

метафора – или аналогия означает выявление общих черт или сходства у двух объектов или процессов;

квазимодель (почти модель, ненастоящая модель) – можно проверить качественные прогнозы или прогнозы хода какого–либо процесса;

эмпирическая модель – модель на опыте предсказывает будущее с помощью математической зависимости, согласующейся с эмпирически найденными параметрами;

аналитическая модель – предсказание и объяснение последовательности события с помощью фундаментальных законов, имеющих широкую область применения.
^ Методы поиска идей инноваций
При поиске, планировании и реализации инноваций невозможно использовать высокоэффективный математический алгоритм. В ходе данной работы сталкиваются с массой проблем, требующих творческого разрешения: поиском идей новых продукций и технологий, разработкой их концепции, решением отдельных технических проблем, прогнозы для новых продуктов, разработка новой рекламной концепции и т.д. Поиск идей для решения этих проблем и задач не систематичен. Это означает, что возникающие задачи прорабатываются концептуально и методически не всегда по порядку, одна за одной, а интуитивно и случайно.

Если инновационные проблемы не могут быть решены логическими средствами, в распоряжении имеется ряд правил поиска, или эвристических методов (эвристика – искусство найти), которые стимулируют ход индивидуальных мыслей или групповых процессов поиска и помогают преодолеть пассивное ожидание появления внезапной мысли. Успех поиска они, однако, не гарантируют.

Для поиска идеи инновации наибольшей эффективностью обладают:

^ 1. Метод проб и ошибок: последовательное выдвижение и рассмотрение всевозможных идей решения проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается, и взамен ее выдвигается новая. Правил поиска и оценки верной идеи нет, а есть субъективные критерии оценки, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика нового продукта.

^ 2. Метод контрольных вопросов: – усовершенствованный метод проб и ошибок: по заранее составленному вопроснику задаются вопросы, каждый из них является пробой или серией проб.

^ 3. Метод игр – моделирование процессов (экономических, технических, и т.п.) с любым количеством участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую функцию, подчиняясь набору определенных правил.

^ 4. Метод написания сценариев инновации – упорядоченной во времени последовательности эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой: подбирается коллектив для составления сценариев будущего развития процессов и выявления потенциальных последствий, которые могут при этом возникнуть; формируются специальные вопросы в виде таблицы. Сценарий всегда пишется с целью анализа будущей ситуации, который позволяет квалифицированно определить цели и задачи.

^ 5. Метод мозгового штурма – коллективное генерирование идей (предложен в 1955 г. американцем Алексом Осборном):

в решении поставленной задачи участвуют 2 группы людей – генераторы идей и эксперты, но не более 6 чел, штурм – на 20 мин.;

при генерировании идей никаких ограничений нет;

самое главное – запрет на критику (это и слабость метода).

Он предполагает следующие этапы:

1. – формирование группы участников «мозговой атаки» по численности и составу, наиболее продуктивная группа – 10-15 человек;

2. – составление проблемной записки группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода и проблемной ситуации;

^ 3. – генерация идей: каждый из участников имеет право выступать много раз. Критика предыдущих выступлений и скептические замечания не допускаются. Продолжительность штурма – не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников;

^ 4. – формирование перечня и систематизация идей: выделение признаков, по которым идеи могут быть объединены; объединение идей;

5. – реструктурирование (разрушение) систематизированных идей: каждая идея подвергается всесторонней критике группой высококвалифицированных специалистов (20-25 человек);

^ 6. – оценка критических замечаний и составление списка практически реализуемых идей.

Препятствующие факторы мозгового штурма: критика, которая заставляет человека стандартно мыслить и мешает другим высказывать нестандартные идеи, которые, чаще всего, и становятся объектом критики; официальность и формальность; поиск «правильных решений»; разъяснения и обоснования; пассивность клиента (заказчика).

^ Успеху в появлении идей способствует: безопасная и открытая атмосфера; активное воображение и желание придумывать что-то новое; развитие, переработка и соединение высказанных идей; поиск аналогов обсуждаемой проблемы; активность клиента.

^ 6. Обратный штурм: участники ищут недостатки новой идеи (продукта), устраняют их и выдвигают новые идеи.

Разновидностью «мозговой атаки является «метод 635»:
6 участников должны записать по 3 идеи за 5 минут. Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив по 18 идей, в общей сложности 108. Структура идей четко определена.

^ 7. Метод Дельфы – (Дельфы – греческий город, славившийся своими мудрецами–предсказателями будущего) многоуровневая процедура индивидуального анкетирования. Проводится индивидуальный опрос экспертов в форме анкет – вопросников. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок, те выбирают варианты для дальнейшей обработки, могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным суждением. Эта процедура может повторяться 3–4 раза. В результате и вырабатывается согласованное мнение относительно проблемы.

^ Особенности метода «Дельфи»:

А) анонимность экспертов, они неизвестны друг другу, их взаимодействие при заполнении анкет полностью исключается;

Б) возможность использования результатов предыдущего тура опроса;

В) статистическая характеристика группового мнения.

^ 8. Метод теории решения изобретательских задач ТРИЗ (создан инженером Г.С.Альтшулером в конце 40–х годов) и др.

5885392486468521.html
5885546476903093.html
5885591189146407.html
5885730698914668.html
5885762563911738.html