Библиотека уральской государственной сельскохозяйственной академии «русское качество жизни» серия социально-гуманитарного образования - страница 11

^  3. Структура и содержание безопасности стратегических объектов экономики России Методологически обоснованное видение безопасности стратегических объектов экономики России как системы ее свойств, обеспечивающих способность и возможность для их существования и развития, позволяет осуществить структурно-содержательный анализ понятия безопасности стратегических объектов экономики России. При этом должно учитываться то, что формирование безопасности как системы свойств указанных объектов происходит под существенным влиянием как внутренних, так и внешних факторов, определяющих данные свойства. Внутренние противоречия и конфликты системы безопасности стратегических объектов экономики могут стать источниками угроз и опасностей для государства и общества в целом, поэтому их выявление должно быть первоочередной задачей при формировании системы безопасности данных объектов. Как отмечалось в первом параграфе настоящей главы, особое значение имеет также их выявление и предупреждение на стадии зарождения и формирования как «слабых сигналов».
Внутренние процессы, как позитивные, так и негативные, в наибольшей мере влияют на содержательные аспекты безопасности стратегических объектов экономики России, корректируют всю систему управления в этой сфере. Внешние факторы также играют важную роль в формировании содержания системы безопасности стратегических объектов экономики России, особенно в тех случаях, когда имеет место внутренняя политическая и экономическая нестабильность в обществе, ослабление государственной власти, отчуждение государства от общества. В ходе системного анализа понятия «безопасность стратегических объектов экономики России» могут быть исследованы его структурная основа, внутренние связи, взаимоотношения и зависимости. Объективное решение данной познавательной задачи создает условия как для корректной формулировки самого понятия, так и для разработки соответствующей теории безопасности стратегических объектов экономики России.

В своем исследовании мы основываемся на таком методологическом принципе, как принцип приоритета интеллектуально-информационного начала над принципом материального детерминизма; последний проявляется в подходе к оценке современной действительности преимущественно с позиций экономических и в настоящее время, по нашему мнению, гипертрофирован. На основе принципа приоритета интеллектуально-информационного начала мы предполагаем рассмотреть составные элементы безопасности стратегических объектов экономики России в следующем порядке: интеллектуальная, информационная, общественная (социальная), политическая, военная, экономическая, экологическая безопасность.

Интеллектуальная и информационная безопасность как составные элементы безопасности стратегических объектов экономики России, являющиеся также необходимыми структурными элементами безопасности экономики в целом, выдвинулись на первый план в век бурного развития новых технологий. Интеллектуальная безопасность характеризует совокупность процессов интеллектуальной (духовной и материальной) деятельности в стране, определяющих и способствующих ее развитию и процветанию. Она отражает уровень рефлексии общества и государства, их творческий потенциал, стратегию развития, понимания целостности комплекса «человек, общество, природа». Интеллектуальная безопасность отражает, по своей сути, уровень развития «коллективного мозга» государства и общества (соответственно наций, народностей, социальных групп) эффективность его функционирования, качество производимого духовного и материального продукта. Чем более развит интеллектуальный потенциал общества, чем лучше он защищен (например, от «утечки мозгов»), тем шире возможности для человека, общества, природы поступательно и эволюционно развиваться.

Интеллектуальная безопасность стратегических объектов экономики России - это способность их интеллектуального потенциала сформировать ценности, цели, интересы для безопасного развития данных объектов и воплотить их в реальной действительности в интересах развития и процветания в самых неблагоприятных условиях. Рассматривая интеллектуальную безопасность как важную составную часть безопасности стратегических объектов экономики России, мы понимаем, что качество интеллектуальных процессов, их безопасное развитие влияет самым существенным образом на все сферы деятельности указанных объектов. Отметим, что устремления и попытки различных иностранных спецслужб проникнуть на стратегические объекты экономики России, например, на особо важные промышленные предприятия, в научно-исследовательские центры, конструкторские бюро, финансовые учреждения, имеют первоочередной задачей именно хищение интеллектуальной собственности и продуктов интеллектуального труда (идей, проектов, разработок, новаций, образцов приборов).

С точки зрения обеспечения безопасности стратегических объектов экономики России в интеллектуальной сфере следует помнить, что основной интерес для экономической разведки иностранных государств представляют следующие области: научно-исследовательские и конструкторские работы; финансовые операции стратегических объектов экономики России, в том числе финансирование проектов, инвестиционная политика; особенности технологий, спецификация продукции, результаты испытаний; маркетинг, в частности режим поставок, система организации работы с заказчиками, конъюнктура рынка, сведения о заключаемых сделках; организация производства, в том числе данные о вводе в строй новых, расширении и модернизации существующих производственных мощностей; разработка совместных проектов с другими фирмами и организация-ми, в том числе зарубежными; информация о личных и деловых качествах руководителей и ведущих специалистов стратегических объектов экономики России, стратегия их бизнеса.

Серьезную тенденцию, порождающую угрозы интеллектуальной безопасности российского государства представляет миграция научных кадров фундаментальной и отраслевой науки, которая контролируется в России недостаточно и осуществляется на фоне недостаточного воспроизводства кадрового потенциала российской науки. Обеспечение интеллектуальной безопасности предстает как важнейшая составляющая политики обеспечения безопасности стратегических объектов экономики России. В этом плане очевидна необходимость защиты, наряду с системой ценностей, также интеллектуального потенциала России и ее интеллектуального продукта, что по своему содержанию и представляет обеспечение государством и обществом интеллектуальной безопасности.

Следует учитывать, что защита интеллектуальной собственности сегодня является глобальной проблемой. Для ее охраны в рамках ООН создана и функционирует Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - межправительственная организация, объединяющая ныне 118 государств мира. Цель ВОИС заключается в содействии охране интеллектуальной собственности во всем мире посредством сотрудничества государств. Под интеллектуальной собственностью принято понимать все то, что является творением человеческого разума, человеческого интеллекта (это литературные, художественные произведения и научные труды, исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения; пресечение недобросовестной конкуренции)14.

Информационная безопасность государства как составной элемент безопасности стратегических объектов экономики России рассматривается нами как свойство информационной системы стратегических объектов экономики России, позволяющее обеспечивать их развитие и процветание в условиях воздействия всевозможных конфликтов, неопределенностей, рисков. В самом общем виде информационная безопасность может считаться обеспеченной, если обеспечивается безопасность государства в сфере информации, т.е. информационные потоки (в первую очередь потоки секретной информации), охваченные системой безопасности, неуязвимы для проникновения извне, снятия либо искажения важной для функционирования государственного организма информации. В числе научных проработок проблем информационной безопасности можно отметить работы А.И. Позднякова, С.Е. Начинова и других авторов15. Так, А.И. Поздняков отмечает необходимость учета информационной безопасности в связи с возрастающей ролью информации в политической, экономической и военных сферах жизни государства.

А.И. Поздняков рассматривает источники информационных опасностей, выделяя естественные и искусственные. В качестве объектов опасного информационного воздействия у него выступают «сознание, психика отдельных людей и их сообществ (если выделить социальные объекты информационной безопасности, то таковыми являются личность, коллектив, общество, государство, мировое сообщество); информационно-технические системы различного масштаба и назначения»16.

Учитывая, что сознание и психика отдельного человека и общества в целом могут подвергаться различным информационным воздействиям, в качестве важнейших объектов информационной безопасности можно рассматривать ценности, цели человека, общества (государства) во всех сферах их функционирования, развития. Наличие постоянно развивающихся ценностей, целей позволяет более предметно определять и интересы человека, общества, государства, которые отражают объективные потребности в духовном, политическом, социальном, экономическом развитии с сохранением экологического равновесия и гармонии. Деформация системы ценностей и целей человека, общества, государства в результате вредных или же откровенно враждебных информационных воздействий ведет к нестабильности в государстве и обществе и тем самым оказывает, по нашему мнению, негативное влияние также на безопасность экономики страны в целом и ее стратегических экономических объектов в частности. Как показывает анализ состояния информационной безопасности, бурное развитие новых информационных технологий, достижения нейрофизиологии, психологии, химии и других наук породили целый ряд относительно новых информационных угроз. Специалисты выделяют следующие их группы.

Первая группа угроз определяется бурным развитием технических средств нового класса, которые способны эффективно воздействовать на психику, сознание людей, а также на информационно-техническую инфраструктуру стратегических объектов экономики России. По данным, опубликованным в зарубежной печати, уже создано довольно много новых средств и методов воздействия на психику людей, управления их поведением. В прессе периодически сообщается о программе «МК-ультра» в США, аналогичных программах во Франции, Японии и других странах. Периодически в западную печать попадают данные о возможности так называемого зомбирования, т.е. программирования поведения, деятельности отдельных людей. В этих же целях создаются и используются фармакологические средства, методы гипноза, психотронные генераторы. Для зомбирования и коррекции установок подсознания уже применяют и компьютерную технику. Например, с помощью компьютера человеку предъявляются в очень быстром темпе визуальные и акустические сигналы (слова, фразы, образы). Непроизвольная реакция подсознания на них фиксируется через специальные датчики компьютером и обрабатывается. В результате такого рода операций осуществляется селекция в подсознании человека определенной информации и личностных установок, причем даже такой информации, которая недоступна сознанию. Возможности таких методов весьма велики - от установления патологических отклонений (наркомания, половые извращения, психосоматические заболевания), фактов прошлых событий (например, совершенного преступления) до определения национальной принадлежности, родного языка, имен близких. Считается, что на основании полученной информации можно путем такого же воздействия сигналами на подсознание скорректировать установки личности и даже зомбировать человека. Особую опасность представляет, с нашей точки зрения, возможность негативного программирования сотрудников, обеспечивающих жизнедеятельность стратегических объектов экономики России.

Вторую группу информационных угроз для стратегических объектов экономики России составляют социально-опасные преступления, основанные на использовании современной информационной техники и технологии. К основным видам этих преступлений относят: махинации с электронными деньгами; компьютерное хулиганство, хищения разнообразной информации, хранящейся или передаваемой в «безбумажном» виде, незаконное ее копирование. По мнению специалистов, компьютер становится одним из самых эффективных орудий, используемых для преступных посягательств на кредитно-денежную систему государства. Эксперты полагают, что с помощью компьютеров в США похищают в четыре раза больше денег, чем при вооруженных ограблениях. При этом за десять лет ежегодные потери США от подобных преступлений возросли более чем в 20 раз и могут исчисляться десятками миллиардов долларов. Раскрываемость такого рода преступлений при этом составляет не более 15%.17

Компьютер используется для хищения информации, хранящейся или передаваемой в «безбумажном» виде, незаконного ее копирования, уничтожения или порчи всё в большей степени. По сути, можно уже говорить о «виртуальной войне», ведущейся в мировых компьютерных сетях. Об этом свидетельствует ряд фактов. Например, еще в конце 1990 г. по заказу Управления перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ Министерства обороны США (Defence Advanced Research Projects Agency18 иногда его сокращенно называют агентством DARPA), был подготовлен доклад «Компьюте­ры в опасности». В докладе был сделан вывод о том, что в компьютерных сетях США возможна подлинная катастрофа с чрезвычайно опасными последствиями. Разработчики доклада рекомендовали ужесточить меры информационной безопасности, создать соответствующие организационные структуры. В то же время Центральное разведывательное управление и Агентство национальной безопасности США исследуют возможности заражения информационно-технических систем других стран компьютерными вирусами, «логическими бомбами», «ловушками» и другими средствами, нарушающими работу компьютерных сетей и выводящими их из строя. Для стратегических объектов экономики России подобные возможности могут представлять особую опасность, учитывая все возрастающую степень их зависимости от компьютерных программ, с помощью которых осуществляется регулирование всё большего числа процессов жизнедеятельности данных объектов.

В последние годы в связи с процессами информатизации и компьютеризации различных сфер жизни государства и общества, в том числе и экономической, существенно расширились также возможности средств радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного шпионажа. В обозримом будущем серьезной опасностью для информационной безопасности стратегических объектов экономики России может стать использование с целью негласного сбора информации о них радиоэлектронных устройств для радиочастотной идентификации под общим названием RFID (radio frequency identification). В настоящее время радиоэлектронные маркеры, или метки (RFID-tags), всё более активно применяются в обыденной жизни – в торговле, промышленности, сельском хозяйстве, в то же время косвенные данные свидетельствуют о том, что RFID-маркерами давно пользуется американское военное ведомство. В частности, сообщалось, что во время операции в Афганистане вооруженные силы США разместили несколько тысяч неких радиоэлектронных меток, чтобы отслеживать передвижение боевой техники; использовались метки и в Ираке. Технологию продвигало упомянутое агентство DARPA, потратившее на нее около 100 млн. долларов19.

Подобная технология в перспективе может быть использована спецслужбами также для маркирования оборудования, закупаемого для российских стратегических объектов экономики, с целью съема информации о местонахождении объекта, характеристиках самого объекта и окружающей среды и т.д. Технология использования маркеров RFID совершенствуется: три года назад на пост директора по исследованиям группы корпоративных технологий корпорации Intel был назначен Дэвид Тенненхауз, бывший глава подразделения информационных технологий агентства DARPA, и в Intel начались исследования по созданию гетерогенных сенсорных сетей. Они создаются на базе так называемых «пылинок» (motes), являющихся серьезно усовершенствованными RFID-чипами. Множество сенсоров может быть разбросано с самолетов или размещено на территории другими способами, при этом вся сеть может покрывать значительную площадь. Созданные на базе «пылинок» сенсорные сети работают в парадигме ad hoc (что означает «специальный, созданный для данной цели»). В зависимости от каждой новой задачи одни и те же «пылинки» могут объединяться в новые сети, а затем фиксировать и обрабатывать разные данные. Пока разработчики технологии говорят о применении сенсорных сетей в повседневной жизни, например, в экологии, в службах спасения, сельском хозяйстве и т.д., но совершенно очевидна также возможность их использования для сбора информации, в частности, о стратегических объектах экономики стран возможного противника, например России.

По мнению автора, учитывая возросшую остроту проблемы, обеспечение интеллектуальной и информационной безопасности настоятельно требует также использования в том числе специальных методов и средств, которыми владеют органы безопасности и спецслужбы. Это в значительной степени относится к обеспечению интеллектуальной и информационной безопасности стратегических объектов экономики России, однако выходит за рамки данного исследования. В современных условиях одним из важных элементов обеспечения безопасности общества выступает также общественная, или социальная, безопасность. При сущностном рассмотрении она раскрывается как способность и возможность для всей совокупности социальных групп (в рамках гражданского общества) развиваться и процветать в условиях политических конфликтов, неопределенностей, рисков, а также как реализация этой способности и возможности в реальной действительности.

При рассмотрении общественной составляющей системы безопасности следует исходить из того, что общество состоит из различных социальных групп, имеющих столь же различные интересы. Поэтому весьма важно иметь представление о структурных элементах гражданского общества, их политической направленности, ценностях, целях и интересах. Именно недостаточный учет этих ценностей, целей и интересов в социальной сфере порождает существенные угрозы общественной составляющей системы безопасности. Под социальной сферой (наряду с экономической, политической, духовно-нравственной) понимают: а) социальную структуру (совокупность индивидов, социальных групп, классов, других микро- и макросообществ); б) интересы и отношения между элементами социальной структуры; в) системы (инфраструктуры) жизнеобеспечения людей (продуктами, водой, жилищем, транспортом, медицинским обслуживанием и т. п.), а также социализацию индивидов (образование, воспитание, культуру, общение); г) институты социального управления; д) образ жизни людей, социальных групп, общества в целом 20.

Общественная составляющая безопасности в полной мере играет роль в обеспечении безопасности стратегических объектов экономики России, поскольку невозможность для всей совокупности социальных групп в обществе развиваться и обеспечивать нормальную жизнедеятельность в условиях конфликтных ситуаций, неопределенностей, рисков приводит к созданию угроз нормальному функционированию стратегических объектов экономики, а иногда и к полной невозможности их функционирования. В настоящее время нередки случаи, когда доведенные до отчаяния люди, социальные потребности которых не удовлетворяются, блокируют автомобильные магистрали и железнодорожные пути, захватывают промышленные предприятия, нарушая тем самым нормальное функционирование стратегических объектов экономики.

Большое значение для рассмотрения социальной составляющей проблемы безопасности стратегических объектов экономики России имеет вывод специалистов о том, что в числе опасностей особой разрушительной силы можно рассматривать политику, которая выступает как ведущий фактор перемен в обществе в связи с тем, что именно политика определяет цели, средства и способы их осуществления, закрепляет их юридически и делает их обязательными, имея при этом свойство быть своеобразным «генетическим кодом» будущего и выполняя функцию социального проектирования. Именно политика порождает сегодня большой спектр социальных угроз в связи с изменением форм собственности и социальной структуры общества, антагонизацией социальных отношений, фактическим устранением широких народных масс от участия в управлении государством, подрывом стимулов трудовой деятельности, открытой антисоциальной направленностью реформ.

Находясь в противоборстве с выбором и интересами большинства народа, политика власти обусловила возможность возникновения целого спектра социальных конфликтов: между обществом (большинством народа) и властью, а также поддерживающими ее социальными группами; между обществом и мафией, организованной преступностью; между деревней, аграрным сектором и властью; между центром и регионами; между различными национальностями; между ВПК, армией, силовыми структурами и властью, а также конфликтов внутри силовых структур и внутри самой правящей элиты.

В результате радикальных реформ в России оформилось невиданное ранее неравенство людей, когда меньшинство (8 – 10 % населения) имеет в 100 раз более высокие доходы, чем большинство населения, из которого более 50 % живет за чертой бедности. Такой узел социальных противоречий позволил главе ЦРУ США оценить период, начавшийся для России в конце 80 гг. ХХ в. и продолжающийся до сих пор, как очередное «Смутное время», третье за всю ее историю. Оно характеризуется развалом государства, возвратом к геополитическим рубежам конца XVI в., неопределенностью перспектив, межгражданскими столкновениями. Первая (начало XVII в.) и вторая (начало ХХ в.) российские «смуты», а точнее переломные периоды в истории российского государства, в конечном итоге с приходом признанной народом власти, которая ставила во главу угла национальные интересы, завершались восстановлением единого геополитического пространства, порядка и сил российского государства. Это дает нам уверенность, что будет преодолен и очередной кризисный этап в развитии России.

В целях исследования социальных угроз безопасности стратегических объектов экономики России может быть использована их классификация по следующим признакам:

а) направленности против социальных интересов (потребностей) человека, групп, слоев и всего общества (большинства народа);

б) по объектам, институтам, областям социальной сферы, которым они угрожают (системы продовольственного снабжения и питания, здравоохранения, коммунальных услуг, условий, мотивов и стимулов труда, образования и т.д.);

в) по масштабам (потенциал опасностей, пространственно временные характеристики - общие, региональные, местные, краткосрочные, долгосрочные и т.п.);

г) по формам проявления (преднаме­ренно организованные, стихийные);

д) по источникам и причинам.

Не ставя перед собой задачу рассмотрения всего спектра угроз общественной безопасности, так как она может быть решена в рамках других фундаментальных исследований, отметим кратко как одни из наиболее опасных для общества опасности в сфере национальных отношений. Проблемы безопасности в сфере национальных отношений тесным образом увязаны с такими политическими проблемами, как проблемы федерализма, распределения компетенции между центральными и местными органами власти и управления. Решение этих проблем должно основываться на учете национальных прав всех наций и народностей, недопущении создания условий для «национального реванша», который сегодня наблюдается в ряде республик бывшего Советского Союза21.

Для создания системы безопасности стратегических объектов экономики России аспект национальной безопасности важен с точки зрения того, что нестабильность в обществе, возникающая на национальной основе, чревата перерастанием в крупномасштабные, часто затяжные и нередко вооруженные, конфликты, как, например, это произошло в Чечне, являющейся неотъемлемой частью российского государства. Одним из результатов чеченского конфликта явился полный паралич экономики Чечни, фактическое уничтожение стратегических объектов экономики на ее территории, нарушение хозяйственных связей стратегических объектов экономики Чечни со стратегическими экономическими объектами других российских регионов и, в конечном итоге, общее ослабление системы безопасности экономики России.

Следующий составной элемент безопасности стратегических объектов экономики России - политическая безопасность, которая представляет собой способность государственной власти формировать и реализовывать политику развития и процветания государства, его стратегических объектов экономики в условиях воздействия политических конфликтов, неопределенностей, рисков. Говоря о политической безопасности, мы подразумеваем такое качество политических процессов в обществе и государстве, которое характерно для развивающейся и процветающей в самых неблагоприятных условиях страны. Политические процессы имеют государственную и общественную составляющую. Именно поэтому эта безопасность является связующим звеном между безопасностью государства и общественной безопасностью.

Политическая безопасность отражает качество политических отношений, политического сознания и политических институтов государства. Она характеризует состояние государства, его политических систем и процессов, власти как выражения политики. Этот элемент безопасности государства обеспечивается тогда, когда в полной мере эффективно реализуются функции политики, выступающей в качестве всеобщего организационного начала общества и в качестве конкретной регулятивно-контрольной сферы или системы, направляющей жизнь, деятельность государственных органов, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран. Функционирование политики, ее состояние и развитие, характер внутренних угроз для нее следует искать в сфере взаимоотношений государства, общества, власти и самой политики. Политику целесообразно рассматривать в рамках специфического политического процесса, одного из общественных процессов, имеющего определенный состав, структуру, механизмы интеграции.

Сохранение целостности этого политического процесса служит одним из стержневых моментов безопасности государства как важнейшей политической системы общества. Сегодня, как показывает исследование, в качестве основной угрозы политической безопасности государства можно рассматривать сужение «сферы власти» государства, когда его суверенитет (верховенство) власти не реализуется в реальной действительности. Речь идет о том, что политический процесс как форма выражения политики современного российского государства в значительной мере деформирован и ослаблен. На наш взгляд, это определяется тем, что не в полной мере оправдали себя надежды на демократию в условиях перехода от одной социальной формации к другой. Как известно, демократия определяется целым рядом характерных элементов, таких, как суверенитет народа, равенство, участие народа в управлении государством, власть большинства, терпимость, ограничение власти, контроль над властью, основные права, разделение властей, правовое и социальное государство, всеобщие выборы, гласность, конкуренция идей, плюрализм и т.д.22

Следует также учитывать то, что политика, обладая мощным потенциалом интеграции общества, в свою очередь сама нуждается в защите. Это определяется тем, что потеря обществом политической управляемости неизбежно ведет к разрушению всей социальной системы. Политика выполняет в обществе роль общепризнанной социальной силы, которая способна реализовать интересы различных социальных групп, течений, конкретного человека, регулировать отношения между носителями этих интересов и при этом сохранять целостность общества.

Классифицировать угрозы политической безопасности стратегических объектов экономики России можно на основе выделяемых структурных элементов политики: политических отношений, политического сознания, политических институтов. Как показывает исследование, в качестве угроз политической безопасности, исходя из такой классификации, можно выделить следующие процессы:

1. В области политических отношений - угрозы определяются крайне обострившимися отношениями между различными социальными группами и институтами власти. Политическая элита государства теряет свой электорат. Возрастает антагонизм между элитой и контрэлитой. Идет смена лидеров, обостряются отношения между различными национальными общностями; формируется ситуация непримиримой борьбы за политическое господство, гражданский мир стоит на грани войны.

2. В области политического сознания - угрозы вытекают из отсутствия поддерживаемых большинством населения политических идеалов, целей и программ в поведении людей, органов власти и самоуправления; нарушен механизм рекрутирования элит.

3. В области функционирования политической системы, характеризующей центры управления и регулирования общественными процессами, - угрозы безопасности характеризуются ослаблением политической власти, противоречиями между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти; коррумпированием, криминализацией и бюрократизацией всей политической организации государства. Серьезную угрозу политической безопасности государства представляет нарушение интересов различных слоев общества, деформация властного волеизъявления народа.

В числе других опасностей и угроз политической безопасности государства отмечаются также несправедливое распределение собственности, доходов, жизненных благ, власти и связанная с этим реставрация антагонистической социальной структуры, состоящей из классов, групп, слоев и политических сил, имеющих непримиримо противоположные интересы и цели, среди которых выделяются агрессивные, экспансионистские по самой своей природе; резкое снижение социальных возможностей государства вследствие падения производства; усиление авторитарных (диктаторских) начал в развитии государственно-политической системы, сужение возможностей для честной политической борьбы за корректировку курса реформ23. Все указанные процессы могут иметь следствием нестабильность в обществе, межгражданские столкновения и т.п., что негативно сказывается также на состоянии безопасности стратегических объектов экономики.

Исследование сущностных сторон политической безопасности стратегических объектов экономики России может быть осуществлено при целостном системном рассмотрении политического процесса и всех его составляющих элементов: политической системы общества, политической элиты, политической культуры, политических ценностей, политической символики, политического сознания, политического пространства, политического участия и политической жизни общества. При этом особый упор в исследовании должен быть сделан на том, насколько все означенные структурные элементы способствуют созданию в государстве, обществе атмосферы стабильности, которая является обязательным условием для успешного и безопасного функционирования стратегических объектов экономики страны.

Военная безопасность предполагает наличие гарантированной способности государства (коалиции государств) противостоять применению и угрозе применения военной силы, готовность отразить вооруженное нападение извне и подавить вооруженное выступление изнутри. Механизмы военной безопасности действуют тогда и там, где политические и иные рычаги, применяемые государством, недостаточны или бессильны. Поэтому военная безопасность рассматривается в непосредственной связи с войной и армией. Обеспечение военной безопасности предполагает выявление и прогнозирование в первую очередь военных опасностей и деятельность по их предупреждению, локализации и ликвидации.

Следует указать, что в условиях военного времени военные опасности для стратегических объектов экономики России приобретают некоторые отличительные особенности:

Кроме того, современные войны отличаются от войн прошлого сочетанием мощного огневого поражения с экономическим, политическим, дипломатическим и информационно-психологическим воздействием24.

В числе причин, порождающих угрозы военной безопасности, выделяют также глубокие и острые межгосударственные противоречия, гонку вооружений (особенно быстрое качественное совершенствование существующих систем оружия и настойчивые поиски оружия на новых физических принципах), сохранение сильных армий в основных государствах мира, наличие мощных подготовленных группировок вооруженных сил (как отдельных государств, так и их блоков), находящихся в высокой степени боевой готовности. Такой важнейший элемент безопасности стратегических объектов экономики России, как экономическая безопасность, отражает способность и возможность для экономической системы исследуемых объектов развиваться в условиях воздействия экономических конфликтов, неопределенностей, рисков. Экономика всегда рассматривалась как одна из важнейших сфер жизни государства и общества, которая оказывает решающее влияние на духовную, социальную и экологическую сферы. Разрушающее воздействие перемен в российской действительности сказалось самым непосредственным образом на экономике.

Экономическая составляющая системы безопасности стратегических объектов экономики России имеет сложную структуру. В качестве субъектов экономической безопасности выступают государство в лице законодательной, исполнительной и судебной власти, общество и отдельные личности. Объектами экономической безопасности являются экономический строй государства, экономические источники жизнедеятельности общества, коллектива и отдельной личности. Положение, права и свободы субъекта как собственника выступают в качестве главного предмета экономической безопасности. При таком понимании экономическая безопасность отражает качественный уровень отношений между данными субъектами (государством, обществом и личностями в самых разнообразных сочетаниях), при котором соблюдаются их экономические интересы, что способствует существованию, развитию и суверенитету собственников и не порождает конфликты и противоречия в обществе.

Под экономической опасностью для стратегических объектов экономики России следует понимать потенциальное (вероятное) или реальное деструктивное воздействие на их экономические интересы. Это воздействие может осуществляться в форме экономического давления или прямого экономического насилия. Экономическая опасность возникает из противоречий, то есть объективного несовпадения и даже взаимоисключения экономических интересов субъектов безопасности. Специалисты выделяют в качестве основной угрозы экономической безопасности стремительное падение экономической и военно-экономической мощи России25.

На протяжении нескольких лет наблюдался непрекращающийся спад промышленного производства. По мнению автора, темпы экономического роста в настоящее время всё еще недостаточны. Имеет место значительная изношенность и устарелость основных фондов практически всех отраслей промышленности, обострение проблемы неплатежей, падение производительности труда, рост количества техногенных аварий и катастроф. В аграрном секторе экономики по-прежнему идут необратимые процессы развала производства, его материально-технической базы, обнищание самого крестьянства и деградация села. В целом, как отмечают специалисты, серьезная угроза экономической безопасности состоит в отсутствии какой-либо последовательной и осмысленной народнохозяйственной политики26.

Рассмотрение проблем экономической безопасности государства в целом и стратегических объектов экономики в частности через призму безопасности комплекса «человек, общество, природа» требует учета следующих моментов. Созданные человеком стратегические объекты экономики - промышленные, энергетические, транспортные, технологические системы - не должны стать «монстрами», пожирающими сырье, энергию, создающими угрозы человеку и природе. Поэтому следует разрабатывать стратегии безопасной и процветающей экономики, которая бы не вступала в конфликт с человеком, обществом, природой. Сегодня для подъема экономики необходимо: сформировать независимый потенциал экономического развития; закрепить на некоторых направлениях передовые позиции в новых технологиях и производстве товаров; стремиться к вхождению в мировые экономические системы без потери самобытности и достигнутого культурного уровня; реализовать стратегию превращения страны в один из центров международного экономического, гуманитарного и информационного обмена. Создание эффективной, успешно развивающейся экономики страны тем самым послужит основой для обеспечения экономической составляющей системы безопасности как страны в целом, так и каждого отдельного стратегического объекта экономики в частности.

Следующий составной элемент безопасности стратегических объектов экономики России - экологическая безопасность. Он заключается в сохранении и обеспечении для человека и общества здоровой окружающей среды. Правовыми нормативными актами экологическая безопасность стратегических объектов экономики России, их продукции, работ, услуг определяется как состояние объектов, в котором они и их продукция, работы и услуги не являются источниками угроз безопасности населения и источниками загрязнения окружающей природной среды27.

В качестве составных частей экологической безопасности населения следует выделить: радиационную безопасность населения28; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения28, психологическую безопасность населения; защищенность экологических прав граждан и их объединений. Аналогические аспекты могут быть выделены в отношении экологической безопасности стратегических объектов экономики России. Экологическая ситуация в современной России характеризуется как быстро продвигающаяся от кризиса к катастрофе. В числе причин, определяющих такое положение, специалисты выделяют следующие.

Во-первых, во внутренней политике и жизни общества проблемы экологии пока не заняли свое место в качестве приоритетных.

Во-вторых, слабо учитываются экологические требования при решении вопросов размещения потенциально опасных объектов. Анализ географии размещения основных объектов атомной промышленности, например, позволяет сделать вывод о том, что регионами с наибольшей концентрацией таких предприятий являются территории России, имеющие наибольшую плотность населения.

В третьих, технологии основных видов военных, химических, базовых отраслей промышленности и энергетики развиваются на опасных для природы и человека принципах.

В четвертых, существовала и в значительной мере сохраняется практика секретного ведомственного контроля безопасности объектов, на которых возможны экологические катастрофы.

В пятых, до недавнего времени отсутствовали государственная и региональные системы предупреждения аварий, имела место низкая эффективность действий сил гражданской обороны по локализации аварий и ликвидации последствий техногенных катастроф.

В шестых, еще не разработана теоретическая база экологической безопасности, а теория общей экологии не позволяет адекватно отражать реальные экологические последствия повседневного функционирования промышленных, военных объектов и экологические последствия техногенных катастроф, военных конфликтов.

Такого рода причины привели к крайне тревожному с точки зрения экологической безопасности положению в России. Так, в 103 городах России загрязнение воздуха превышает предельно допустимые нормы в десятки раз. Промышленные отходы и неочищенные бытовые стоки превратили множество озер, рек в растворы токсичных веществ. До 75 % поверхностных вод России потеряли питьевое значение. Опасно загрязнено до 30% источников подземных вод страны, ранее бывших пригодными для эксплуатации в качестве источников питьевой воды. Специалисты считают, что Россия ежегодно теряет более 30 % бюджета в качестве компенсации прямых и косвенных убытков от техногенных катастроф, отравления питьевой воды, пожаров и других факторов ухудшения экологической обстановки. Катастрофическое экологическое положение России проявляется уже в том, что районами экологического бедствия объявлены: Кольский полуостров, Московский регион, Среднее Поволжье, Прикамье, промышленная зона Урала, Кузбасс, зона Байкала.

В числе тенденций, порождающих угрозы экологической безопасности России, выделяют следующие: быстрое расширение зон экологического бедствия (на территориях, объявленных такими зонами, проживает уже более 15% всего населения России и 40 % ее городского населения); рост числа ежегодных техногенных катастроф и возрастание масштабов экологического ущерба, производимого ими. В химической промышленности, где аварии особенно опасны с экологической точки зрения, износ основных средств производства уже превышает 70%; нарастание интенсивности деградации возобновляемых природных ресурсов; ухудшение условий окружающей среды, все сильнее воздействующее на снижение продолжительности жизни, увеличение детской смертности и общей заболеваемости, возрастание доли генетически неполноценных детей (олигофренов, детей, страдающих болезнью Дауна и т. д.) и доли детей с врожденными пороками, с наследственными болезнями среди общего числа новорожденных; рост социальной и межнациональной напряженности в результате плохой экологической обстановки.

Такое положение приводит к тому, что Россию все чаще рассматривают как основной дестабилизирующий фактор международной экологической безопасности29. Неэффективность обеспечения экологической составляющей системы безопасности стратегических объектов экономики России может привести к дальнейшему серьезному ухудшению экологической ситуации в стране, в связи с чем крайне важна разработка в кратчайшие сроки теоретической базы экологической безопасности указанных объектов и принятие срочных практических мер в этой области.

Таким образом, мы вкратце рассмотрели выделенные нами в рамках понятия «безопасность стратегических объектов экономики России» следующие структурно-содержательные аспекты: интеллектуальную, информационную, общественную (социальную), политическую, военную, экономическую и экологическую безопасность. Подводя итоги, можно отметить, что каждый структурно-содержательный аспект безопасности стратегических объектов экономики России представляет собой в плане исследования достаточно сложную самостоятельную и неразработанную научную проблему.

Данные аспекты иерархично взаимосвязаны. Акцент в политике обеспечения безопасности стратегических объектов экономики России на том или ином аспекте, выделение его в качестве приоритетного, зависит от целого ряда внутренних и внешних факторов и условий (в первую очередь, опасностей и угроз) и делается в соответствии с предложенными нами принципом «плавающих акцентов», который придает политике подвижность, адаптивность и эффективность. Мы полагаем, что на современном этапе развития общества и новых технологий рассмотрение указанных аспектов с точки зрения принципа приоритета интеллектуально-информационного начала над принципом материального детерминизма придает динамичность, гибкость как всей системе знаний, охватываемых данным понятием, так и механизмам формирования всей системы безопасности стратегических объектов экономики страны. Акцент в формировании системы безопасности стратегических объектов экономики России в рамках предлагаемых нами концептуальных решений проблемы должен делаться на повышении удельного веса процессов самоорганизации в экономической, политической, научной, духовной, социальной и других сферах жизни общества.

Первостепенную важность для безопасности стратегических объектов экономики России имеет также следующий момент. Когда выделены и признаются всеми ценности, цели, интересы человека, общества, природы, в ходе функционирования этого комплекса имеет место их синергетический элемент безопасности («синергия», от греч. - содействие, сотрудничество). Все государственные и общественные системы на основе непротиворечивых общих ценностей и целей в условиях политических конфликтов, неопределенностей, рисков будут приходить к самосогласованному поведению, кооперативности действий своих разрозненных элементов, спонтанной организации некоторой качественно более высокой структуры, что позволит ответить на вызов сверхсложных условий новыми организационными и функциональными инновациями. Рассматривая сферу безопасности стратегических объектов экономики России, мы исходим, кроме всего прочего, из «процессного» видения мира. Это означает, что все сложные социальные системы, институты, группы рассматриваются одновременно и как процессы (т.е. с точки зрения последовательной смены состояний, этапов развития). В связи с этим, если некий стратегический объект экономики России выступает в качестве структурного элемента целостной социально-политической системы государства, то он должен осуществлять формирование таких своих свойств в сферах своей жизнедеятельности, которые позволят ему отражать действительность в развитии, прогнозировать, реагировать на «слабые сигналы» извне и сигналы внутреннего характера, отвечая на них организационными, информационными, ресурсными, стратегическими и политическими изменениями, направленными на обеспечение его устойчивого, безопасного существования во всех возможных сферах.

Целесобразно сделать выводы по третьей главе:

1. Понятие и сущность безопасности стратегических объектов экономики России играют ключевую роль в теории и концепции безопасности стратегических объектов экономики России.

Безопасность стратегических объектов экономики России в научном плане - это система их свойств (качеств), которые создают возможности для развития и процветания в условиях конфликтов, неопределенности, риска. Эти свойства отражают все сферы функционирования стратегических объектов экономики России: духовную, общественную, политическую, экономическую, военную, национальную, экологическую.

Поэтому безопасность стратегических объектов экономики России как категория, отражающая объективную реальность, также предстает достаточно сложной по содержанию. В нее входит безопасность культуры общества в целом, включающая такие составляющие, как информационная и интеллектуальная безопасность, общественная безопасность (безопасность гражданского общества, в том числе безопасность в сфере национальных отношений), политическая, военная, экономическая и экологическая безопасность. Это те составные элементы безопасности стратегических объектов экономики России, которые отражают, характеризуют и определяют их основные функции.

Безопасность стратегических объектов экономики России имеет внутренний и внешний аспекты, т.е. подразделяется на внутреннюю и внешнюю безопасность. Внутренняя безопасность стратегических объектов экономики России отражает уровень их целостности, способность процессов самоорганизации и управления на указанных объектах порождать новые структуры и явления, создавать внутренние «очаги процветания и развития», а также эффективно их реализовывать. Внешняя безопасность выражает способность стратегических объектов экономики России адаптироваться к изменяющимся условиям, характеризующимся столкновением противоречивых ценностей, целей, интересов, стремлений и сил, в том числе регионального или даже глобального порядка.

Сущность безопасности стратегических объектов экономики России заключается в их способности и возможности сохранять свое развитие и процветание в условиях всевозможных конфликтов, неопределенностей, рисков, а также в реализации этой способности и возможности в реальной действительности.

2. Угроза безопасности стратегических объектов экономики России как категория теории безопасности является одной из ключевых в данной системе знаний, так как выступает в роли фактора, определяющего сущность и содержание безопасности исследуемых объектов.

Угроза безопасности стратегических объектов экономики России отражает возможность какой-либо политической, военной, социальной и иной внешней или внутренней системы негативно воздействовать на способность и возможность успешного функционирования и развития стратегических объектов экономики России, ослабляя, замедляя их развитие или же вообще прекращая их нормальную жизнедеятельность в реальных условиях. Содержание любой угрозы определяется понятием «опасность». Источниками опасности могут быть целеустремленные враждебные намерения и действия одних субъектов против других, а также вредные следствия просчетов, ошибок, безалаберности людей в своих действиях. Понятие «опасность» подразумевает также такие составляющие, как риск; вызов; природные катаклизмы, наносящие ущерб самой природе и обществу; оценку явлений с точки зрения возможного ущерба; предчувствие событий, способных причинить вред людям и природе. Опасности трансформируются в угрозы в тех случаях, когда складывается ситуация, в которой имеет место наличие конкретного источника опасности, адресованной конкретному объекту.

Систематизация опасностей и угроз может быть достигнута при их группировании по сферам существования стратегических объектов экономики России, в которых они выполняют соответствующие функции, такие, например, как политическая, социальная, экологическая и другие. В соответствии с предложенным основанием классификации опасностей и угроз мы можем выделять угрозы политическому, социальному и экологическому и другим аспектам безопасности исследуемых объектов. Дальнейшая конкретизация в рамках этой классификационной системы позволяет выделить еще, в частности, угрозы интеллектуальной, информационной, военной безопасности, а также угрозы в сфере безопасности национальных отношений.

Угрозы как исследовательская и прикладная проблема тесно связаны не только с вопросами их классификации, но и проблемами выявления. Для повышения порога чувствительности всей системы обеспечения безопасности стратегических объектов экономики России угрозы должны прогнозироваться, выявляться и оцениваться не только на уровне их полной сформированности или актуализации, но уже на уровне их формирования, т.е. тогда, когда они представляют собой лишь некие отклонения от установленных ценностей, целей и интересов как самого государства, так и конкретных объектов – в нашем случае стратегических объектов экономики страны. Такой подход к угрозам должен находить свой отражение в теории и концепции безопасности стратегических объектов экономики России.

3. Концепция безопасности стратегических объектов экономики России является важным методологическим инструментом построения всей системы обеспечения их безопасности и соответствующей политики.

Неоформленность концептуальных и других интеллектуальных решений проблем безопасности представляет угрозу всему процессу обеспечения безопасности стратегических объектов экономики России. Отсутствие общего философского видения проблемы их безопасности на данном этапе не позволяет оформить должное доктринальное и структурно-функциональное решение этих сложных проблем.

Построение концепции безопасности стратегических объектов экономики России основывается на понимании этой безопасности как системы свойств исследуемых объектов в различных сферах его существования: духовной (интеллектуальной, информационной), общественной (социальной), политической, военной, экономической, экологической. Это определяет соответствующие содержательные элементы понятия «безопасность стратегических объектов экономики России» и дает структурно-логическую основу для концепции их безопасности.

Ситуативность и гибкость всей концепции безопасности придает правило «плавающих акцентов», показывающее, какое из свойств исследуемых объектов в каждый конкретный момент складывающейся политической и экономической ситуации является наиболее важным в обеспечении безопасности стратегических объектов экономики России. Концепция безопасности стратегических объектов экономики России должна основываться на том, что формирование системы их безопасности должно дополняться весьма важными процессами самоорганизации в экономической и политической сфере. Эти процессы формируются в государстве и обществе при наличии достаточно развитой системы политических и экономических ценностей.

4. В содержательном плане понятие «безопасность стратегических объектов экономики России» включает: интеллектуальную, информационную, общественную, политическую, экономическую, военную, экологическую безопасность. Каждый из этих аспектов безопасности отражает свойство исследуемых объектов в той или иной сфере его существования и функционирования. Интегрируя в систему, эти свойства формируют безопасность стратегических объектов экономики России как их особую способность развиваться в самых неблагоприятных условиях.

Интеллектуальная безопасность стратегических объектов экономики России отражает, по сути дела, уровень развития «коллективного мозга» государства и общества (соответственно наций, народностей, социальных групп и т. д.), эффективность его функционирования, качество производимого духовного и материального продукта. Чем больше развит интеллектуальный потенциал общества и чем лучше он защищен (например, от «утечки мозгов»), тем больше возможностей для человека, общества, природы поступательно и эволюционно развиваться.

Информационная безопасность стратегических объектов экономики России характеризует свойство информационной системы государства, которое обеспечивает его развитие и процветание в условиях воздействия всевозможных конфликтов, неопределенностей, рисков. Информационная безопасность стратегических объектов экономики России может считаться обеспеченной, если обеспечивается безопасность государства. Это означает, что информационные потоки (в первую очередь потоки секретной информации), охваченные системой безопасности, должны быть неуязвимы для проникновения извне, снятия либо искажения важной для функционирования государственного организма информации. В качестве важнейших объектов информационной безопасности можно рассматривать ценности, цели человека, общества (государства) во всех сферах их функционирования и развития.

Новые виды угроз информационной безопасности порождаются бурным развитием новых информационных технологий, достижениями нейрофизиологии, психологии, химии и других наук. Это воздействие на психику человека, управление им, компьютерные вирусы, «логические бомбы», компьютерные преступления и т.д.

Общественная (социальная) безопасность как одна из составляющих безопасности стратегических объектов экономики России рассматривается как способность и возможность для общества развиваться и процветать в условиях конфликтов, неопределенностей, рисков, а также реализация этой способности и возможности в реальной действительности. Важно то, что в числе опасностей особой разрушительной силы для общества рассматривается и политика, которая выступает как ведущий фактор общественных перемен в связи с тем, что именно политика определяет цели, средства и способы их осуществления, закрепляет их юридически и делает их обязательными, имея при этом свойство быть своеобразным «генетическим кодом» будущего и выполняя функцию социального проектирования. Именно политика порождает сегодня большой спектр социальных угроз для стратегических объектов экономики России в связи с изменением форм собственности и социальной структуры общества, антагонизацией социальных отношений.

Политическая безопасность стратегических объектов экономики России представляет собой способность государственной власти формировать и реализовывать политику развития и процветания экономики в условиях конфликтов, неопределенности, риска. Говоря о политической безопасности, мы подразумеваем качество политических процессов в обществе и государстве, характерных для развивающихся и процветающих стратегических объектов экономики России в условиях конфликтов, неопределенности, риска. Политические процессы имеют государственную и общественную составляющую. Поэтому этот аспект безопасности является связующим звеном между государственной и общественной безопасностью.

Военная безопасность стратегических объектов экономики России - это их способность развиваться и процветать в условиях возникновения и разрешения военных конфликтов, неопределенностей и рисков. Военная безопасность всегда относилась к числу важнейших условий благополучного существования и нормального развития общества. Военная безопасность предполагает наличие гарантированной способности государства (коалиции государств) противостоять применению и угрозе применения военной силы, готовность отразить вооруженное нападение извне и подавить вооруженное выступление внутри страны. Механизмы военной безопасности действуют тогда и там, где политические и иные рычаги, применяемые государством, недостаточны или бессильны. Поэтому военная безопасность рассматривается в непосредственной связи с войной и армией. Обеспечение военной безопасности предполагает выявление и прогнозирование в первую очередь военных опасностей и деятельность по их предупреждению, локализации и ликвидации.

Экономическая безопасность стратегических объектов экономики России  - это такое качество экономики, процессов экономического развития, которое позволяет стратегическим экономическим объектам успешно развиваться, в том числе в условиях конфликтов, неопределенности и риска. Экономика всегда рассматривалась как одна из важнейших сфер жизни государства и общества. Разрушающее воздействие перемен в российской действительности сказалось самым непосредственным образом на экономике, в том числе и на состоянии проблемы безопасности стратегических объектов экономики страны. Экологическая безопасность стратегических объектов экономики России заключается в таких их свойствах, которые позволили бы сохранить и обеспечить для человека и общества здоровую окружающую среду. Экологическая безопасность как бы связывает в единое целое такие составляющие, как общественная безопасность, безопасность государства, и от того, насколько эффективно она будет обеспечиваться, в частности на стратегических объектах экономики, зависит состояние экологии всей страны. В настоящее время экологическая ситуация в России характеризуется специалистами как быстро продвигающаяся от кризиса к катастрофе, и предотвращение этого сползания является в настоящее время первоочередной задачей.

Первостепенную важность для безопасности стратегических объектов экономики России имеет синергетический эффект («синергия», от греч. - содействие, сотрудничество), результатом которого в условиях конфликтов, неопределенностей, рисков будет формирование самосогласованного поведения, кооперативности действий разрозненных элементов системы их безопасности, организация некоторой качественно более высокой структуры, что позволит ответить на вызов сверхсложных условий новыми организационными и функциональными инновациями. Таким образом, сформированные в главе представления о сущности, понятии, концепции и содержании безопасности стратегических объектов безопасности России на современном этапе создают основу для формирования концепции, доктрины и модели безопасности указанных объектов, дают принципиальные ориентиры для формирования и осуществления эффективной политики обеспечения их безопасности.


ГЛАВА 4.


^ ОПЕРАЦИИ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ



5893115154183822.html
5893261193851193.html
5893403620667488.html
5893507732512223.html
5893648889084137.html