ГЛАВА 4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СКЛАДЫВАЮЩЕГОСЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА (1831 - 1917 гг.) СИЛА КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ НЕУДЕРЖИМА

ГЛАВА 4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СКЛАДЫВАЮЩЕГОСЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА (1831 - 1917 гг.) СИЛА КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ НЕУДЕРЖИМА.
Алексеи Анцыферов
^ 4.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПЕРВЫХ КООПЕРАТИВОВ. "БОЛЬШАЯ АРТЕЛЬ" ДЕКАБРИСТОВ
В России, как и в зарубежных странах, издавна существовали докооперативные, предкооперативные формы объединения, вза­имодействия и взаимопомощи людей. К таким формам в нашей стране относились прежде всего крестьянские общины, различные бытовые артели, складчина, взаимопомощь и т.д.

Русская община, называемая миром, объединяла в каждом селе местных крестьян, ведущих частное, индивидуальное хозяйство Община руководствовалась принципом семьи, где справедливым "отцом" было общее собрание, сход крестьян, любое решение на нем принималось единогласно, ни один член общины не мог быть исключен из него. Община выполняла ряд функций экономическую (например, регулярное перераспределение пашни между домохозяйствами), административную (рассмотрение споров, набор рекру­тов), социальную (вспомоществование сиротам, вдовам) и даже воспитательную (соблюдение населением нравственных норм)

При выполнении отдельных работ (например, при строи­тельстве дорог, мостов) община могла делиться на артели. Иссле­дователь Николай Калачов утверждал, что следы артельных начал на Руси ведут в глубокую древность, к XI-XII векам, хотя само сло­во "артель" вошло в употребление несколько позже Артели созда­вались на устном или письменном договоре и лишь впоследствии на уставе. В самобытную артель объединялись несколько лиц, соеди­няющихся своим капиталом и трудами или только трудами, для ка­кой-либо работы, промысла, предприятия. В артелях существовала круговая порука: артельщики отвечали друг за друга.

Были артели ярыжных (схожие с артелями бурлаков), каменщиков, скоморохов, нищих, разбойников, ломщиков соли, старателей, смо­локуров и др. Потом появились биржевые, торговые и харчевые артели, в артели объединялись арестанты в местах заключения и солдаты в полках Создавались также офицерские артели.1

Складчина как проявление артельного начала применялась для совместного промысла и предпринимательства, покупки потреби­тельских товаров или устройства общего празднества.

Традиционная взаимопомощь (по-другому - помочь) широко практиковалась в сельских работах, когда крестьяне всем миром помогали кому-либо заготовить сено, построить дом и т.д.

Общины и артели имели ряд общих черт с классическими коо­перативами, самостоятельность, добровольность, самоуправление, равенство прав участников, элементы коллективизма и др. Вместе с тем в общинах и артелях было больше элементов случайности, не­организованности, а зачатки кооперации в них существовали в не­развитой форме. Будучи мало развитой формой кооперативного товарищества, отдельные артели (например, в тюленьем, рыбном промыслах) приносили выгоду и состоятельным людям, предостав­ляющим свои орудия труда (лодку, сети), хотя в большинстве своем (особенно трудовые артели) были полезны малоимущим, простым труженикам.

Общины и артели, исчерпав свои функции, впоследствии по­степенно сошли с исторической арены. Кооперация, наоборот, на­чала развиваться по восходящей линии. Но между старыми соци­альными институтами и новейшими кооперативными обществами все-таки существовала некоторая преемственность.

Докапиталистическая предыстория кооперации нашей стра­ны тесно связана с именами декабристов. Первые русские дворян­ские революционеры, выдвинувшие программу установления кон­ституционного строя, были пионерами кооперативного дела в Рос­сии.

В 1814 г., например, в гвардейском Семеновском полку, рас­квартированном в столице, была основана офицерская артель, од­ним из инициаторов которой явился и будущий декабрист Иван Якушкин. Среди офицеров Генерального штаба возникла "Священная артель", членом которой состоял тогда еще лицеист Иван Пущин. Впоследствии оба декабриста стали в Сибири ак­тивными участниками кооперативных начинаний.

Сосланные после восстания 1825 г. в Сибирь на каторгу декаб­ристы создали в читинском остроге артельное хозяйство с обще­ственным питанием и огородами. Артель представляла собой доб­ровольную организацию, руководитель которой избирался декаб­ристами. Первым руководителем (хозяином) артели был по выбору декабрист, бывший полковник Иван Повало-Швейковский. Через год его сменил бывший поручик барон Андрей Розен, человек ум­ный, порядочный, смелый и предприимчивый. Он потом вспоминал, что декабристы-соузники "решительно все делили между собой: и горе, и копейку". Третьим хозяином артели стал декабрист Павел Бобрищев-Пушкин, одновременно математик, поэт, столяр и порт­ной-самоучка. В Чите артель еще не имела устава и в течение трех лет действовала на основе договора.

В 1830 г. декабристы были переведены из Читы в Петровский Завод (ныне г. Петровск-Забайкальский Читинской области). Здесь они приняли устав артели, разработанный комиссией в составе Ива­на Пущина и еще восьми декабристов. Составление устава было официально разрешено царским генералом - комендантом острога Станиславом Лепарским. Организация получила привычное в рус­ском народе название артели, а позднее стала именоваться "Большой артелью". Терминов "общество потребителей" и "кооператив" в России еще не существовало. В 1834 г. декабристы создали "Малую артель", представляющую собой общество взаимо­помощи с функциями ссудно-заемного товарищества.

"Большая артель" была кооперативом по форме и видом вза­имопомощи по существу. Ее устав был принят на общем собрании декабристов 2 марта 1831 г. Этот день считается датой отсчета кооперативного движения в России. Устав состоял из 13 разделов, 106 параграфов (полный текст устава впервые опубликован в за­писках одного из декабристов17). Каковы основные положения этого обширного документа, составленного еще до выработки рочдейлских принципов?

Во-первых, цель артели декабристов заключалась в удовлет­ворении личных потребностей ее участников. Для достижения по­ставленной цели создавалась годовая общественная сумма, которая складывалась из взносов-авансов членов артели, пайка мукой и де­нежного довольствия от казны. Артель не преследовала цели полу­чения прибыли.

Во-вторых, артель строила свою деятельность на началах са­моуправления Важным органом артели была выборная постоянная комиссия (управление), состоявшая из хозяина (председателя), зачинщика товаров и бухгалтера-казначея Избирался также огород­ник

В-третьих, обеспечивались демократические выборы в органы управления и контроля путем тайного (закрытого) голосования. При этом каждый участник имел право одного голоса.

Самыми активными выборными руководителями "Большой артели" были декабристы Иван Пущин, Николай Басаргин, Дмит­рий Завалишин, Александр Сутгоф, Иван Горбачевский, Иван Якушкин, Александр Поджио.

"Большая артель" вела многогранное хозяйство. Она занима­лась общественным питанием и розничной торговлей, имела огоро­ды по соседству с тюрьмой, откармливала закупленный гуртом и предназначенный для забоя скот, сбывала излишки овощей со сво­его огорода местным жителям Кооператоры организовали бытовые мастерские (портновскую, обувную, переплетную), открыли аптеку, парикмахерскую, прачечную и баню. Торговая деятельность охва­тывала не только непосредственных участников артели, но частич­но и прибывших в Сибирь вслед за мужьями жен декабристов с детьми и прислугой, которые проживали вне острога.

Выборные лица артели аккуратно вели бухгалтерский учет движения денежных сумм по системе двойной записи.

"Большая артель" просуществовала до отправления декабри­стов после каторги на поселение в 1839 г. Она обладала многими признаками кооператива, хотя, конечно, функционировала в суро­вых условиях каторжной тюрьмы.

Образованные люди своего времени, декабристы были хорошо знакомы с западноевропейской литературой, в том числе с трудами социалистов-утопистов. Не исключая возможности влияния на де­кабристов идей утопического социализма, необходимо, однако, от­метить, что самобытные артели они создавали на практической ос­нове "Большая артель" и "Малая артель" не ставили перед собой неосуществимые цели преобразования общества.

Итак, возникновение первых кооперативов в России, с одной стороны, было предвосхищено наличием традиционных полукоопе­ративных форм объединения и взаимопомощи, а с другой - совпало с началом относящегося к 30-м годам XIX века промышленного переворота в стране.

5898545749295499.html
5898631213672693.html
5898721706324675.html
5898875445303927.html
5898941627507194.html