Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - страница 15

160

деформации неодинаков и зависит от вида и тяжести пер­вичного заболевания и вторичных нарушений. В чем это может проявляться?

Так, развитие умственно отсталого ребенка уже с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У боль­шинства детей-олигофренов наблюдается задержка в появлении психических новообразований, отсутствует или снижен интерес ко всему окружающему, наблюдается общая патологическая инертность. Например, интерес к игрушкам у них чисто визу­альный. Потребность в игре не сформирована, игровая деятель­ность похожа на предметную деятельность. Если такие дети и включаются в игру, то в их действиях наблюдается стерео­типность, отсутствует замысел игры, нет элементов сюжета. В поведении умственно отсталых дошкольников преобладают импульсивные действия и сиюминутные желания.

У детей с задержками психического развития, в отличие от умственно отсталых, потребностная сфера выражена в це­лом более наглядно, но она не соответствует физическому воз­расту детей. При целенаправленной развивающей и коррек-ционной работе ребенок постепенно начинает осознавать свою несостоятельность, что проявляется в неуспеваемости. Осоз­нание своего отличия от других детей, с одной стороны, ведет к осознанию своей неполноценности, а с другой — к попыт­кам личностной компенсации (в какой-либо другой сфере). У детей с задержками слухового восприятия, в связи с на­рушением развития устной речи, деформируется потребность в общении, что сказывается как на общем развитии, так и на чертах характера.

У слепых детей, в связи с отсутствием информации, посту­пающей через органы зрения и в связи с задержкой по этой причине общего психического, развития, происходит задерж­ка многих социальных потребностей по типу «детского инфан­тилизма».

Все эти и другие негативные моменты в развитии потреб-ностной сферы детей, имеющих жизненные ограничения, безусловно, отрицательно сказываются и на общем развитии. Однако учет общих закономерностей их развития, а также индивидуальных особенностей ребенка помогает более полно реализовать имеющийся внутренний потенциал и сформиро­вать потребности, повышающие социально значимую лично­стную активность. Таким образом, воспитание потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из центральных задач формирования их личности.

161

Мотивы. Мотивация поведения и деятельности

Любая деятельность человека начинается с потребностей, но ее протекание в определенном направлении управляется мотивом. Мотив — это непосредственный побудитель к дея­тельности. Мотив возникает в результате «встречи» с потреб­ностью и определяется как предмет потребности. Появление мотива меняет тип поведения. Благодаря мотиву человек ста­новится активным. Обычно действия человека побуждаются не одним, а несколькими мотивами, но одному из них при­надлежит решающая роль, другим — второстепенные. Глав­ный мотив называется ведущим, другие же, способствующие стимуляции той или иной деятельности, мотивами-стиму­лами.

Выделяют три группы мотивов, в основу классификации которых положены разные основания.

^ Первая группа — мотивы, связанные с содержанием дея­тельности или с ее процессом. К ним относят мотивы, побу­ждающие ребенка к познавательной деятельности и учению. Например, мотивы, связанные с желанием узнать новые фак­ты, новые способы действия; мотивы, относящиеся к самому процессу учения, преодолению трудностей, возникающих при решении тех или иных задач.

Вторая группа — мотивы, появляющиеся в результате взаимодействия с социальным окружением. Это мотивы — це­ли. В их число входят: широкосоциальные мотивы, узколич­ностные мотивы, мотивы с отрицательной и положительной направленностью. Так, к широкосоциальным мотивам обычно относят такие мотивы, как чувство долга и ответственности перед обществом, семьей, друзьями,"коллективом, учителя­ми; мотивы самоопределения, проявляющиеся в понимании значения знаний в жизни; мотивы умственного, физическо­го, эстетического совершенствования.

Узколичностные мотивы проявляются в стремлении ребен­ка, например, хорошо учиться, чтобы не обидеть родителей или близких, получить похвалу, подарок, утвердиться в группе.

Отрицательные мотивы могут проявляться в стремлении избежать неприятностей: наказания, порицания.

Третья группа — мотивы, характеризующиеся осозна­нием личностью своих побуждений. Мотивы этой группы делятся на осознаваемые и неосознаваемые. К осознаваемым

162

мотивам относят убеждения, идеалы, цели, ценностные ори­ентации, формирующиеся на основе мировоззрения человека, а также интересы, стремления и др.

Важным источником формирования мотивов выступает система ценностей, на которую ориентируется человек в сво­ей жизни и деятельности.

Ценность — это понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость предмета или явления. Цен­ность может выступать в форме общественного идеала, в виде произведений материальной и духовной культуры, человече­ских поступков, социальных ценностей. Социальные ценно­сти, преломляясь через призму жизнедеятельности человека, входят в психологическую структуру личности и становятся личностными ценностями.

Ценностные ориентации складываются на основе ценност­ных представлений, путем осознания потребностей в их срав­нении с окружающим миром и путем воздействия социальной среды и воспитания. Они могут иметь как рассудочный, так и эмоциональный аспект и представляют собой единство эмо­ционального и рационального.

У каждой личности складывается система ценностных представлений, элементы которой могут находиться в самых различных взаимосвязях. У одних это носит фрагментарный характер, конгломерат различных ценностных представле­ний, у других — целостный, когда имеющиеся ценности подчинены одной наиболее важной для личности, что и отра­жается на жизнедеятельности и на поведении людей.

В числе важнейших мотивов личности, побуждающих ее к активности, выступают интересы.

Интерес проявляется в осознанной направленности личнос­ти на определенный предмет или явление в связи с его при­влекательностью или нужностью. Интерес, как и мотив, спо­собствует ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, широте и устойчивости. В основе устойчиво­сти интереса всегда лежит положительное эмоциональное со­стояние, вызываемое процессом удовлетворения значимых для человека потребностей.

Еще одним осознанным мотивом могут выступать стрем­ления.

Стремление — это эмоциональное переживание человека, проявляющееся в его тяготении к значимому для него объекту.

163

В качестве объекта стремления могут выступать реальные лю­ди, предметы, ситуации, а также субъективные объекты — желания, мечты и грезы.

^ Неосознаваемые мотивы это те, о действии которых чело­век не отдает себе отчета, не догадываясь об их существо­вании. Неосознаваемых мотивов значительно больше, чем осознаваемых. До определенного возраста практически все мо­тивы относятся к неосознаваемым. Осознание собственных мотивов требует большого интеллектуального и жизненного опыта. Это, по сути дела, специальная деятельность, имею­щая свой мотив — самопознание и нравственное самосовер­шенствование. К неосознаваемым мотивам относят влечения, установки, социальные установки.

Установка проявляется в неосознаваемой готовности чело­века к выполнению деятельности определенным способом.

Социальная установка — это выражение ценностной ори­ентации в форме социально-детерминированной предраспо­ложенности личности к заранее определенному отношению к человеку, к той или иной вещи и т. д. Установка может быть реализована как настроение, как определенный эмоциональный или эмоционально-рассудочный настрой (оптимистический, пес­симистический, скептический, романтический) по отношению к тому или иному объекту. Основной путь формирования соци­альной установки — путь непосредственного участия личности в практической жизни, ее собственный опыт.

Неосознаваемые мотивы могут появляться и в сознании, но в особых формах. В их числе называют такой мотив, как личностный смысл. Личностный смысл — это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива. Для выявления причин, определяющих направленность поведения человека, используют понятие «мотивация». Моти­вация — это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер дея­тельности и поведения личности. Выделяют такие типы мотивации, как мотивация благополучия, мотивация престиж­ности, мотивация доминирования, мотивация достижения и др. Мотивационная сфера человека определяет масштабы и харак­тер личности. В зависимости от того, какие мотивы преоблада­ют — узколичностные или общественно-значимые — можно прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. В реальной обстановке потребности и мотивы формируют­ся в деятельности. Один из механизмов образования мотивов

^ 164

получил название сдвиг мотива на цель, или превращения це­ли в мотив. Суть этого механизма состоит в том, что цель, ра­нее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Однако это может произойти в том случае, если накапливаются положительные эмоции. Положительные эмоции в этом процессе, как подчеркивает Ю.Б. Гипенрейтер, выступают в роли своеобразных «мости­ков», которые связывают данный предмет с системой сущест­вующих мостиков, пока новый мотив не входит в эту систему на правах одного" из них.

По мнению американского психолога Л. Фестингера, в ос­нове мотивации лежит когнитивный диссонанс. Под «когни-цией» подразумевается любое знание, мнение или убеждение человека, а под «диссонансом» — их несоответствие знани­ям, мнениям и убеждениям других людей. Когнитивный дис­сонанс — это состояние дискомфорта, вызванное одновре­менной акцентуацией в психике субъекта противоречивых взаимоисключающих потребностей, мотивов деятельности, дошедших до внутреннего конфликта, выход из которого он стремится найти посредством своего поведения.

В трудах К. Левина в качестве психологического механиз­ма мотивации рассматривается соотношение образа «самого себя» и «идеального образа». По его мнению, самооценка чело­века как индивида и как личности и его представление об идеале могут не совпадать, что приводит к активности чело­века, направленной на снятие этого несоответствия. Снятие несоответствия между идеалом и самооценкой происходит по­средством таких психических феноменов, как «уровень при­тязания» и «уровень ожидания».

^ Уровень притязания — это установка личности на опреде­ленный статус, успех, результат деятельности, находящийся в зависимости от уровня самооценки личности.

^ Уровень ожидания зависит от веры индивида в свои способ­ности и возможности в определенной сфере деятельности, а так­же общей уверенности в себе, т. е. связан с самооценкой.

Эти уровни могут дополнять друг друга, совпадать, а также обнаруживать несоответствие, что будет обуславливать опре­деленный тип поведения человека, выступать в качестве ме­ханизма построения мотивации.

Проблемы механизмов мотивации разрабатывались также в русле психоанализа 3. Фрейдом, А. Адлером, Э. Фромом. В качестве основных механизмов мотивации в их трудах

165

выдвигаются неосознаваемые противоречия. А. Адлер основ­ным механизмом построения мотивации считал «комплекс неполноценности». По его мнению, этот комплекс представ­ляет собой неосознаваемое переживание, возникающее на основе недовольства собой: своей внешностью, личностными характеристиками и т. п.

Э. Фром основным механизмом построения мотива считал неосознанное переживание, возникающее на основе осознания человеком отделения его от природы, что вызывает чувство одиночества, бессилия и своего ничтожества, поэтому поведе­ние человека направлено на снятие этой отрицательной на­пряженности.

Итак, в сложном процессе формирования личности, побуж­дающей ее активность и определяющей ее направленность, ве­дущую роль играют мотивы. Мотивация служит побудителем поведения, направляет его, придает ему личностный смысл и значимость. Отсюда очевидно, что в целостном процессе вос­питания и социальной реабилитации ребенка с ограничен­ными возможностями формирование потребностно-мотиваци-онной сферы должно стать главным направлением.

Деятельность и поведение человека.

Психологические аспекты подготовки детей

с отклонениями в развитии к труду

Деятельность и общение являются основными факторами и условием развития психики и личности ребенка. Деятель­ность — это активность человека, целью которой является преобразование окружающей действительности и самого себя. Деятельность всегда предметна, осознанна и носит обще­ственный характер.

Активность личности ребенка, имеющего жизненные ог­раничения, реализуется, в первую очередь, в той области, в которой жизненно важные функции оказались наиболее сохранными. Это может быть игровая деятельность, познава­тельная, учебная, коммуникативная (общение), художест­венная (рисование, лепка), спортивная деятельность, обслу­живающий труд и др. Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в те или иные виды деятельности — главное условие реализации основной цели социальной реаби-

166

литации — формирование полноценной, устойчивой к трав­мирующим ситуациям личности. Названная цель может бы­ть реализована при условии, что ребенок, выполняя конкрет­ную деятельность, постепенно становится ее субъектом,

Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью превращать свою жизнедеятельность в предмет преобразования, реализовывать намеченные про­граммы, управлять, контролировать и оценивать ход и ре­зультаты своих действий. То есть становление субъекта дея­тельности — это процесс освоения индивидом смысла, цели, задач и способов преобразования человеком окружающего мира и самого себя.

Вступая в жизнь и включаясь в те или иные виды деятель­ности, ребенок не является субъектом деятельности, он вы­ступает в роли ее носителя и действует стихийно. Однако по мере развития и овладения определенной деятельностью он становится ее субъектом. Каждый вид деятельности, в кото­рый включается ребенок, отличается своим содержанием, формами организации, его участниками и может реализовать широкий круг его потребностей. Например, участвуя в убор­ке помещения, ребенок может удовлетворить свои потреб­ности в движении, совместной деятельности; в процессе изо­бразительной деятельности — в творческом самовыражении и т. д. Удовлетворяя свои потребности и интересы, ребенок одновременно приобретает многие личностные качества, та­кие как трудолюбие, любознательность, общительность, ко­торые в дальнейшем становятся основой психологической структуры личности.

Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями в со­вместную деятельность создает предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации — лик­видации последствий в развитии психики и поведении, обус­ловленные вторичными нарушениями.

Особого внимания в этой связи заслуживает «комплекс не­полноценности», который может сформироваться у детей и подростков в период осознания ими своих ограничений и усугубиться, если со стороны окружающих будет проявлять­ся определенное противодействие. Чувство неполноценности может затруднить позитивный рост и развитие. Однако уме­ренное чувство неполноценности, согласно взглядам А. Адле­ра, побуждает ребенка расти, стать таким же сильным, как окружающие люди и даже сильнее других, стремиться к са­мосовершенствованию, к превосходству, к развитию своих

167

способностей. Цель превосходства может быть как позитив­ной, так и негативной. Если она включает интересы, заинте­ресованность в благополучии других, она развивается в кон­структивном и здоровом направлении.

А. Адлер считал, что каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуве­ренности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные за­дачи человека реализуются в жизненном стиле. Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым челове­ком для следования своей жизненной цели. Это интегриро­ванный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Как часть своего жизненного стиля каж­дый человек создает свое представление о мире. А. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение. Он подчеркивал, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек сам формирует свою личность. Основной путь — сотрудничест­во с другими людьми. Конструктивное стремление к со­вершенству плюс сильное общественное чувство и коопе­рация, сотрудничество — залог формирования здоровой лич­ности.

А. Адлер полагал, что недостаток интереса к различным видам деятельности и социальную изоляцию ребенка могут породить следующие условия его жизни.

^ 1) Органическая неполноценность, частые болезни. Они могут привести к тому, что у ребенка по этой причине пропа­дет желание взаимодействовать с другими детьми.

^ 2) Избалованность детей — вызывает трудности в раз­витии чувства социального интереса и кооперации. Таким детям не хватает уверенности в своих силах. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Они, как правило, не спо­собны испытывать подлинные чувства по отношению к роди­телям, которыми так хорошо манипулируют.

^ 3) Отверженность — третья ступень, которая может серь­езно замедлить развитие ребенка. Эти дети никогда не знали любви в доме, поэтому им чрезвычайно трудно развить в себе эти качества.

Чтобы помочь ребенку преодолеть явный или замаскиро­ванный комплекс неполноценности, важно следующее:

1) Понять специфический стиль жизни ребенка, особенно­сти его жизни и развития.

168

2) Помочь ребенку понять себя, выработать у него веру в свои силы и возможности.

3) Создать условия для формирования у ребенка уверенного поведения и усиления социального интереса. Важно, чтобы он смог понять себя, научился осознавать ошибки, которые он совершает в повседневных жизненных ситуациях, пред­видеть последствия своего поведения.

^ Уверенное поведение проявляется в способности открыто говорить о своих чувствах и требованиях, устанавливать кон­такты, уметь начинать и оканчивать беседу, проявлять по­зитивные и негативные чувства, уметь сказать «нет», честно выражать свое мнение без оглядки на окружающих. Проти­воположным этому поведению является неуверенное поведе­ние. Для него характерны страх контакта, критики, чувство вины, чрезмерная осторожность, конформность и др. Для раз­вития уверенного поведения рекомендуется целенаправленно использовать жизненные ситуации, в которые включается ребенок, а также организацию своеобразного тренинга как в естественных, так и в лабораторных условиях.

Одним из видов поведения детей с ограниченными возмож­ностями может быть агрессия.

^ Агрессивное поведение — это однобокое, подпитанное от­рицательными эмоциями отражение реальности, приво­дящее к искажению понимания действительности. Агрес­сивное поведение часто наблюдается у детей с задержкой психического развития, умственно отсталых и других. Одной из причин агрессивного поведения может быть фрустрация, понимаемая как невозможность удовлетворения потребности (хочется, но нельзя, либо невозможно достичь). Агрессивное поведение может проявляться в виде прямого воздействия (ругаться, драться), либо косвенного (насмешка, издеватель­ство). Фрустрации способны накапливаться, усиливая и за­крепляя агрессивность ребенка. Чем более фрустрирована и невротична личность, тем чаще и острее осуществляется неадекватное агрессивное поведение. Отсюда основной путь предупреждения агрессивного поведения у детей с отклоне­ниями в развитии — устранение или смягчение фрустрирую-щих ситуаций и преодоление невротических симптомов в раз­витии личности ребенка.

Труд, наряду с общением, игрой и учением, является ос­новным видом деятельности человека, где реализуется его активность, направленная на удовлетворение возникающих потребностей. Благодаря труду человек создал современное

169

общество, предметы материальной и духовной культуры, от­крыл неограниченные возможности для дальнейшего прогрес­са современной цивилизации и развития самого себя.

Труд по своей специфике может быть умственным и фи­зическим, производительным и непроизводительным, профес­сиональным и непрофессиональным.

В деятельности детей и подростков особое место занимает учебный труд. Он становится для них ведущим видом деятель­ности, в ходе которой они усваивают общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями.

Труд для ребенка-инвалида имеет более широкое значение, чем для нормальных детей. В него включается не только про­изводительный труд, но и непроизводительный труд (бытовой труд, труд по самообслуживанию и домоводству, спорт и т. д.). Поэтому подготовка к труду ребенка-инвалида — не подго­товка к труду по конкретной профессии, это начальный этап его приобщения к самостоятельной трудовой жизни. Данный процесс является необходимым элементом социали­зации личности, осознанного выбора жизненного пути и ин­теграции в общество.

Для овладения навыками и умениями конкретного про­фессионального труда, необходимо, чтобы ребенок предва­рительно приобрел определенную физическую ловкость, навыки самообслуживания, у него должно быть сформирова­но положительное отношение к труду как к деятельности в целом.

Подготовка ребенка-инвалида к труду является важнейшей составляющей социально-реабилитационного процесса. Ее главная задача вытекает из общих целей социальной реаби­литации: формирования личности, устойчивой к травмирую­щим ситуациям и способной успешно адаптироваться в слож­ный, а порой и чуждый для него окружающий социальный мир. В рамках этой главной задачи должна строиться вся сис­тема организации воспитательной работы с ребенком по под­готовке его к трудовой деятельности, к преодолению трудно­стей, которые могут встретиться на его жизненном пути.

Центральное место в системе подготовки ребенка к трудо­вой деятельности занимает процесс формирования мотива-ционной готовности к труду, которая помогла бы ребенку достичь высокого уровня самореализации. Обусловлено это тем, что у многих детей может отсутствовать или очень слабо проявляться нравственная мотивация труда, могут возни­кать дополнительные трудности в выработке тех или иных


5906215440200892.html
5906342190586737.html
5906491732216431.html
5906567304051341.html
5906662422067474.html